Качество дорожного покрытия напрямую зависит от того, насколько качественно проведены работы по уплотнению нижних слоев грунта, щебня и асфальтобетона. Если плотность недостаточна, на новой дороге быстро появится колея, трещины. Для уплотнения используют технику разного типа — от легких виброплит до тяжелых дорожных катков.

Для уплотнения грунта и щебня применяют вибрационные катки с одним или двумя вальцами. Они создают направленные колебания, которые уплотняют слой на глубину до 50 см. Если работы ведутся на глинистых или переувлажненных почвах используют машины с регулируемой амплитудой, чтобы не разрушать структуру грунта.
Для асфальта подходят пневмоколесные или комбинированные модели. Мягкие шины распределяют давление и сглаживают микронеровности. Такие катки обеспечивают равномерную плотность покрытия без следов от вальцов. В местах с ограниченным доступом, например, возле бордюров, на тротуарах, парковках, удобнее работать компактными ручными катками или виброплитами.
Специалисты компании Остров Машин напоминают, чтобы уплотнение было равномерным, давление вальцов должно соответствовать характеристикам материала и толщине слоя.
Технику делят на:
Легкие катки используют для песчаных подсыпок, тротуаров, стоянок и пешеходных зон. Средние применяют на объектах с умеренной нагрузкой. Тяжелые задействуют на трассах и взлетных полосах.
Удельное давление на поверхность измеряется в кН/м² и рассчитывается делением массы машины на ширину вальца и площадь контакта. Для асфальта оптимальный диапазон — 200–400 кН/м², для щебня — 400–600, для плотных грунтов — до 800.
Глубина уплотнения зависит от амплитуды и частоты вибрации. Высокая амплитуда (до 2 мм) обеспечивает воздействие на слой до 50 см, но повышает риск переуплотнения. Для финишного прохода выбирают низкоамплитудный режим (до 1 мм), который сглаживает поверхность без вибрационных трещин.
Массу катка рассчитывают по следующему правилу: толщина уплотняемого слоя должна быть меньше глубины вибрационного воздействия минимум в 1,5 раза. Например, если слой щебня 25 см, нужен каток 10–12 т, для песка — 6–8 т, для горячего асфальта — 7–9 т.
Главные параметры — амплитуда, частота вибрации и число проходов. Оптимальный диапазон вибраций для асфальта — 35–55 Гц, для грунта — 25–40 Гц. Чем выше частота, тем меньше глубина воздействия и тем ровнее поверхность. Также среди критериев выбора:
Для работы в жару или укладки горячего асфальта техника должна иметь систему предотвращения прилипания смеси и подогрев кромок, чтобы исключить микротрещины на стыках.
Если работы по строительству дороги ведутся на ровных участках, эффективно работать на самоходном катке большой массы. В ограниченных зонах лучше справляются с задачей модели с шарнирно-сочлененной рамой, обеспечивающей минимальный радиус поворота. Для уплотнения основания на уклонах используется техника с усиленным сцеплением колес и системой контроля крена.
Для обустройства дорог в северных регионах выбирают машины с подогревом топливных и гидравлических систем, чтобы работа не прерывалась при отрицательных температурах. Для песчаных оснований — модели с увеличенным диаметром вальца, которые не зарываются в материал.
Часто подрядчики берут технику «с запасом» по массе, считая, что это улучшит уплотнение. На деле чрезмерное давление разрушает структуру основания. Еще одна ошибка — использование вибрационных катков на свежем асфальте, поскольку колебания вызывают трещины и выдавливание смеси. Перед началом работ обязательно проводят пробное уплотнение, чтобы проверить глубину воздействия и плотность материала.
Правильно выбранная на ostrovmashin.ru техника сокращает время на укладку, уменьшает расход топлива и снижает количество проходов по одному участку. Равномерное уплотнение исключает переделки, а значит, меньше расходов на ремонт.
все материалы