Искусство лепки из гончарной глины известно человечеству с давних времен. Керамические изделия - изделия из прошедшей обжиг глины - использовались для приготовления пищи, хранения жидкостей и сыпучих веществ, в ритуальных целях.
Одновременно с прикладным гончарным делом - собственно изготовлением из глины посуды, развивалось и более декоративное направление, скульптурная лепка. Но два этих вида лепки никогда не были полностью обособленными, и на их стыке рождалась посуда, украшенная декоративными скульптурными элементами и больше похожая на произведение искусства, чем на предметы домашнего обихода.
Сейчас древнее искусство лепки из глины не забыто, оно не только совершенствуется отдельными мастерами, гончарами и скульпторами, но и активно покоряет сердца обыкновенных людей. Основы лепки из глины можно постичь, просмотрев мастер-классы в сети. Можно отправиться в гончарную или скульптурную студию, и освоить способы лепки из глины на практике.
Кроме обычной гончарной глины, появились разновидности полимерной глины. С этими составами проще работать, благодаря наличию в них красящих пигментов изделие сразу получается ярким и праздничным. Полимерная глина бывает запекаемой и самозатвердевающей. Для придания твердости запекаемую глину необходимо выдержать определенное время при высокой температуре в специальной печи.
Существует три вида лепки из глины, различающихся как используемыми техниками лепки, так и необходимыми инструментами. Два из них более характерны для гончарного дела, оставшийся чаще всего применяется в создании скульптур, игрушек, декоративных элементов и так далее. Однако, разные виды лепки могут сочетаться в одном изделии. Например, посуда зачастую украшается декоративными элементами с применением техник скульптурной лепки.
Для изготовления из глины посуды издавна применяются три вида лепки:
Для работы необходим гончарный круг - специальное приспособление для вращения рабочей поверхности. Сейчас большое распространение получили модели с электрическим приводом. Однако, можно еще встретить и механические гончарные круги.
Кроме того, любой вод работы с гончарной глиной требует наличия воды, тряпки и стека. При помощи воды размачивается подсыхающая глина. Ею же смачиваются пальцы, чтоб к ним не прилипала глиняная масса. Тряпка нужна, чтоб удалить излишки воды с рабочих поверхностей или вытереть руки. При помощи стека - небольшого деревянного или пластикового ножичка, производится подрезка излишков материала, он же используется в некоторых декоративных техниках.
Для работы заранее подготовленная пластичная глина помещается в центр гончарного круга. Запускается привод, и мастер смоченными в воде руками начинает формировать из глины изделие. Очень важно добавлять воду в строго необходимых количествах: если ее мало, материал теряет пластичность. Если же слишком много - изделие начинает расплываться и разваливаться.
После того, как работы на круге закончены и горшок или кувшин получил форму, его снимают и отправляют на сушку. При необходимости изделие украшают при помощи таких техник лепки, как продавливание или процарапывание. Либо добавляют декоративные элементы, приклеивая их жидкой глиной.
Необходимые инструменты и материалы - глина, вода, тряпка, стек. Часть глины растворяется до полужидкого состояния в отдельной емкости.
Кусок глины делится на части. Из одной из них вылепляется небольшой диск - дно будущего сосуда. Остальные раскатывают в жгуты. Из жгутов, уложенных друг на друга, и формируются стенки изделия. При помощи полужидкой глины замазываются места их соединения, чтоб изделие выглядело цельным.
Важно не допустить возникновения в толще стенок заполненных воздухом полостей - это может привести к трещинам при сушке и обжиге. Также опасны и включения инородных частиц или перемешанных кусочков твердой глины.
Инструменты и материалы те же, что и в предыдущем виде лепки. Из куска глины создается форма будущего изделия. Мелкие детали либо вылепляются отдельно и приклеиваются к основе при помощи воды и жидкой глины, либо вырезаются в основном массиве при помощи стеков. Это наиболее творческий вид лепки из глины. При работе у мастера нет необходимости придерживаться формы, заданной прикладным значением изделия, и он может в полной мере проявить свою фантазию.
Если Вас заинтересовал процесс лепки, и вы хотите более подробно получать знания в гончарном деле, то прихододите в гончарную школу Колокол.
Несколько советов начинающим скульпторам и гончарам
Видео: