Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Северная столица в зените

Международные инженерные соревнования «Солнечная регата» собрали единомышленников из России (Москвы, Тольятти, Рязани, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Саранска, Владивостока), Германии, Венгрии.

Команда северной столицы нашей страны уже не первый год борется за свое место под солнцем. В самом деле, ведь суда участников работают на солнечных батареях.

Возглавил команду Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Дмитрий Вирцев: «Наша команда «СПбГМТУ», поэтому все участники связаны именно с ним: студенты, преподаватели, работники вуза. Команде уже 4-е года, за это время состав успел поменяться. Создавалась она очень просто, в неё вошли все, кто захотел принять участие. Справедливости ради, нужно сказать, что мы приглашали студентов только с факультета кораблестроения и океанотехники. А помощи просили у всех, кого знали. Особенность команды в профильном образовании, сила – в прикладных знаниях. Как показали соревнования, это ценно, поскольку многие вещи, которые другие команды сделали только ко вторым или третьим соревнованиям, мы уже знали ранее и готовились. Разумеется, и у нашей команды не всё складывается гладко, однако пока результаты хорошие.

Нас награждали как: «Лучшую команду» в 2015 в Санкт-Петербурге, победителя в группе лодок с мощностью мотора до 1 кВт и победителя в номинации «Гонка без использования аккумуляторов» в 2016 в Нижнем Новгороде; а ещё как победителя в группе лодок до 1 кВт в этом году в Калининграде».

Сейчас в команде:

Миронов Михаил Юрьевич – доцент кафедры Строительной Механики Корабля факультета Кораблестроения и Океанотехники;

Вирцев Дмитрий – старший лаборант и старший преподаватель кафедры Теории Корабля факультета Кораблестроения и Океанотехники;

Чепурко Сергей – инженер и ассистент кафедры Гидроаэродинамики и Морской Акустики факультета Кораблестроения и Океанотехники;

Сандревская Ксения – с этого сентября студент 4-го курса специальности Кораблестроение факультета Кораблестроения и Океанотехники;

Стасюченок Дмитрий - с этого сентября студент 4-го курса специальности Кораблестроение факультета

Кораблестроения и Океанотехники.

Но очень хотелось бы не забыть бывших участников и других людей, которые очень помогли и без участия которых лодка не получилась бы. Это: выпускники факультета кораблестроения и океанотехники, теперь супруги Сердюковы Пётр и Екатерина; выпускник факультета Морского Приборостроение Макарова Наталья. Вместе с ними мы построили корпус лодки; преподаватель кафедры Подводной Робототехники факультета Морского Приборостроения Семенов Николай (он собрал второй вариант электрической схемы лодки); деканы факультета Кораблестроения и Океанотехники бывший и нынешний Тряскин Владимир Николаевич и Рюмин Сергей Николаевич, соответственно; заведующий кафедрой Гидро-аэродинамики и Морской Акустики Ткаченко Игорь Вячеславович. Эти люди оказали неоценимую организационную помощь и поддержку.

Нельзя не вспомнить Цвиркунова Вадима Анатольевича, который работает на Гребной базе Университета, подарившего стойку от подвесного мотора; а так же инженера Научно-исследовательской Технологической Лаборатории Константина Генадьевича, изготовившего вал для соединения мотора с редуктором. Антона Поппеля – он собрал первую электрическую схему лодки.

У команды питерцев далеко нелегким был путь к участию в проекте «Солнечная регата». Дмитрий рассказал о создании проекта, моделировании, построении лодки, проведении испытаний: - Проект рождался тяжело и довольно долго. Предложение принять участие в таких соревнованиях появилось ещё в 2013 после визита наших студентов в университет Политехника Гданьска, но необходимо было решить ряд организационно-бюрократических вопросов, на которых действия и остановились. Зимой того же 2013 года пришло приглашение от Евгения Казанова, но до нас оно добралось через команду Санкт-Петербургского Политехнического Университета, в этот момент появился проект первой лодки, который реализован не был. Поэтому на первые соревнования 2014 года в Москве мы ездили с командой Санкт-Петербургского «Политеха», так как принимали участия в создании их первой лодки. В 2015 году соревнования должны были проходить в Санкт-Петербурге, и принять в них участие стало уже делом принципа, поэтому проект был слегка изменён и началась неторопливая подготовка к строительству. Поскольку опыта строительства лодок ни у одного из участников к моменту начала работ не было, а так же из-за загрузки по основной работе и учебе, первые детали делались очень медленно, урывками. (Имея за плечами этот опыт, уже можно сказать, что сделать предварительные работы можно было раза в два быстрее.) Соревнования должны были проходить в конце мая, а к середине мая были готовы только элементы обшивки и набора, необходимо было их ещё собрать, окрасить, смонтировать силовую схему и солнечные панели, а так же необходимые судовые устройства.

В начале мая Евгений Казанов повторно направил приглашение руководству нашего Университета, так как никакой помощи с их стороны не было. Повторное приглашение сработало, но время было упущено, так как оно пришло перед майскими праздниками и «по инстанциям» добралось до непосредственных наших руководителей только после них. Если бы не общее решение, завершение работ отложилось бы на летние каникулы. Но перспектива летних соревнований была туманной, а если бы мы не приняли участие хотя бы в одних соревнования работа в этом направлении остановилась бы совсем. Мы посоветовались и все участники команды приняли решение сделать всё, для того чтобы принять участие в соревнованиях. Выбранная технологическая схема позволяла быстро закончить изготовление корпуса. В течение двух недель лодка была собрана, были найдены и изготовлены все необходимые элементы (хотя многие решения были откровенно «временными»), причем двигатель и аккумуляторы мы одолжили у команды всё того же «Политеха». Работы заканчивали ночью перед соревнованиями. Спуск состоялся в день соревнований. Поскольку полноценных испытаний не проводилось, было принято решение идти к месту соревнований на этой лодке, но с подвесным бензиновым мотором, и уже там смонтировать электрическую схему.

При переходе выяснилось, что у лодки недостаточная управляемость (огромный радиус циркуляции (поворота)). Вопреки этому, к месту соревнований добрались благополучно, хотя и с небольшим (а может быть и с большим, но организаторы нас великодушно подождали) опозданием. Перед стартом смонтировали электрическую схему, попытались исправить управляемость путем увеличения площади рулей, надставки на которые изготовили прямо на месте, но из-за ошибки конструкции потеряли гребной винт, и пришлось срочно искать другой. К счастью, запасной винт оказался у команды из Рязани, и они нам его дали попользоваться. Дистанция гонки была короткой с поворотами, надставки на руле положение с управляемостью улучшили, но кардинально не изменили, поэтому, даже имея хорошее время прохождения по прямой, лодка теряла его в поворотах, из-за чего в соревнования тогда мы оказались предпоследними. Отломились контакты блока управления двигателем, их пришлось паять заново, в чём нам помогли ребята из команды Петербургского «Политеха». Уже после финиша из-за всё той же ошибки в конструкции мы утопили и гребной винт рязанцев, но они сказали, что такое случается, и согласились принять компенсацию в «жидком» виде с совместными посиделками. Поскольку оставить лодку на месте соревнований было нельзя, возникла необходимость перевести её на Гребную базу нашего Университета. Так как сил разбирать электрическую схему уже не было, решили идти на базу на «солнечной» энергии, для этого взяли ещё один винт, но уже «штатный» у «Политеховцев» (ведь двигатель был их), который не мог отвалиться и утонуть. Отдав рязанцем «компенсацию», извинившись, что не сможем принять участие в посиделках, перегнали лодку на Гребную базу (это был самый длинный поход лодки на солнечной энергии, около 17 км вокруг Васильевского острова.) На следующий год был сделан свой мотор с большей мощностью (винт у него теперь не отваливается), изменена электрическая схема, так как номинальное напряжение двигателя изменилось. Была исправлена проблема с управляемостью установкой скега и установкой устройства поворота мотора. В Нижнем Новгороде технических проблем с лодкой не было, хотя пришлось изменить электрическую схему, чтобы убрать аккумуляторы для последней гонки.

- В чем особенности именно вашего проекта (модели)?

- Главная особенность - выбор материала. Была очевидна нехватка навыков, средств и времени, поэтому нужно было использовать подходящую технологию. Мы понимали, что среди серийных лодок нет подходящих по характеристикам, и вопрос о необходимости изготовления корпуса не стоял. После оценки влияния материала корпуса на ходовые характеристики было принято решение использовать фанеру и технологию «сшей и склей», которая хорошо себя зарекомендовала. Как показали соревнования – это решение было правильным, ведь корпусом мы пользуемся до сих пор. Кроме того, в Санкт-Петербурге только наша лодка была фанерной, в Нижнем Новгороде лодок из фанеры было уже несколько, и не только наша оказалась среди призёров. Ещё одной особенностью является целенаправленный подбор гребного винта. У многих лодок скоростные возможности не реализуются из-за его неправильного выбора, - подчеркнул руководитель команды.

Как лодка стала «Мандаринка»?

- С названием было особенно тяжело. Так как работы проводились в последний момент, то времени подумать о названии не оказалось. Помог случай: лодку спускали на набережной Канала Грибоедова утром, к нам подошёл дворник с расспросами и подарил мандарин Макаровой Наташе, посчитав это добрым знаком, мы решили назвать лодку «Мандаринкой», а в качестве символа потом использовать изображение утки мандаринки, - вспоминает Дмитрий.

- Ваша технология может быть применена на производстве? Ее практическая направленность.

- Для производства эта технология неудобна, но применяя её удобно строить маломерные суда, что называется «из набора» (кит набор) без применения вспомогательной оснастки, имея небольшой опыт. Разработка проекта такого судна требует специфических навыков, но уже давно существуют программные продукты, позволяющие упростить эту работу. Насколько мне известно, таким же методом пользуется Антон Поппель для постройки лодок с детьми, - прокомментировал Дмитрий Вирцев.

- Моделирование - это творчество или логика?

- То чем мы занимаемся – это не моделирование. Главная изюминка «Солнечной регаты», что необходимо создать хоть и простое, но полноценное судно, используя источник энергии с низкой энергоемкостью. Поэтому для того, чтобы добиваться хороших результатов, приходится моделировать такое судно. Так что участники регаты строят не модель, а полноценное маломерное судно, что позволяет приобрести инженерные навыки, в том числе и без преувеличения драгоценный опыт реализации задуманного. Что касается инженерной работы, то это и творчество, и логика, и опыт, и знания.

- Мечта о создании какого проекта есть у вашей команды в будущем?

- Есть два больших желания: во-первых, построить лодку для дальнего путешествия либо по рекам России, либо по морю, чтобы ещё раз подтвердить перспективность использования солнечной энергии, причем первый переход совершить вверх по Неве от Петропавловской крепости до крепости Орешек; во-вторых, разработать морское маломерное судно, использующее все доступные альтернативные источники энергии, причём не только для движения, но и для обеспечения жизнедеятельности на борту и работы оборудования.

Руководитель команды Дмитрий Вирцев считает, что участие в подобных соревнованиях позволяет готовить хороших инженеров, давая возможность проверить на практике полученные знания и собственные представления, а так же развивать их. А это в перспективе помогает в карьере, приводит к разработке технологий, поспособствует появлению оригинальных проектов.





За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (228)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20