Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

КИТ, который учит выполнять работу безопасно

Охрана труда в организации включает в себя мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья сотрудников на рабочем месте. Обучение по охране труда – процесс сложный и многосоставной. Одним из его направлений является обучение требованиям охраны труда, включающее в себя три программы:

  • обучение по общим вопросам ОТ и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ);
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности.

Необходимость обучения работников по второй и третьей программам прописана в подпунктах «б» и «в» пункта 46 новых Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464. Обучаться должны не только работники, непосредственно выполняющие работы повышенной опасности, но и лица, ответственные за организацию, выполнение и контроль этих работ.

В соответствии с пунктом 49 вышеупомянутых правил обе программы обучения должны включать в себя не только теоретическую подготовку, но и практические занятия по формированию умений и навыков безопасного выполнения работ. Практика должна составлять не менее четверти от общего числа учебных часов. Занятия необходимо проводить с применением технических средств обучения и наглядных пособий.

Что такое технические средства обучения (ТСО)?

Ответ на этот вопрос можно найти в одном из национальных стандартов нашей страны. В тексте ГОСТ Р 53626-2009 указано, что ТСО – это специализированные технические средства, предназначенные для использования в образовательном процессе в целях повышения качества и эффективности обучения. Эти самые ТСО еще и классифицируют в соответствии с их функциональным назначением. В этой классификации присутствуют тренажеры. Тренажером мы называем любое учебно-тренировочное устройство (механическое, программное, электрическое или комбинированное), искусственно имитирующее различные нагрузки или обстоятельства.

Предположим, мы решили использовать для проведения практических занятий именно тренажеры. Каким требованиям они в этом случае должны соответствовать, какие задачи решать? Чтобы занятия были результативными, тренажеры должны:


  • формировать умения и навыки безопасного выполнения работ, в том числе правильную последовательность выполнения конкретных операций;
  • имитировать реальные ситуации, процессы и производственную среду, типичную для выполнения тех или иных работ;
  • погружать работника в производственный процесс, максимально приближенный к жизненным реалиям.

Всем перечисленным требованиям отвечают компьютерные имитационные тренажеры (КИТ), работающие под управлением систем «ОЛИМПОКС» и «ОЛИМПОКС:Предприятие». Создатель – консалтинговая группа «ТЕРМИКА», ведущий российский разработчик IT-решений в области автоматизации и методического обеспечения процессов обучения, проверки знаний и проведения инструктажей в области охраны труда и безопасности производства работ.

КИТы созданы для обучения навыкам безопасного выполнения работ повышенной опасности. Это принципиально новый формат обучающих продуктов. Тренажер имитирует действия работника в реальных условиях, позволяя ему отработать практические навыки и умение принимать решения в ситуациях, с которыми тот чаще всего будет сталкиваться при выполнении своих обязанностей.

Что представляет собой компьютерный имитационный тренажер?

Если коротко, то это анимированный видеоролик с аудиосопровождением и различными интерактивными элементами, а также вопросами, предполагающими выбор ответа из нескольких вариантов и установление правильной последовательности действий.

Практическое занятие, проводимое с помощью КИТа, напоминает прохождение квеста. Работник видит перед собой производственный объект и пространство вокруг. В ходе занятия он готовится к выполнению работ, устанавливает правильный порядок действий при их проведении и, наконец, завершает работы.

Важными преимуществами имитационных тренажеров, делающими их использование в учебном процессе особенно привлекательным, являются:

  • максимально удобная система управления, позволяющая работнику обойтись только мышью;
  • сценарии, разработанные квалифицированными экспертами, обладающими опытом непосредственного выполнения и организации данных работ;
  • лучшая компьютерная графика и анимация из тех, что используются в настоящее время для разработки имитационных тренажеров.

На сегодняшний день в каталоге системы «ОЛИМПОКС» доступны для использования пять имитационных тренажеров. В их число входят электросварочные работы в ограниченных и замкнутых пространствах, погрузочно-разгрузочные работы, газоопасные работы, работы на оборудовании под избыточным давлением, работы на высоте.

По словам представителей КГ «ТЕРМИКА», работа по расширению этого списка обучающих продуктов продолжается. В 2024 году планируется выпуск еще порядка десяти тренажеров.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (41)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20