В современном мире все отношения между людьми, социальными институтами и государственной властью так или иначе регулируются законодательством. Именно правовой кодекс отличает племя людей от цивилизованного государства. И административная ответственность – подтверждение этому.
Административное право может быть очень разным. Его типы были исторически сформированы и проверены на практике. Что же стоит знать о них? И как они применяются?
Распределение по группам норм админправа зависит от многих факторов. Долгие годы правоведы изучали этот вопрос и созданы примерную классификацию, которая позволяет наглядно понять, как эта система действует и в каких сферах применяется.
Итак, в зависимости от предмета действия инструменты и нормы административного права можно поделить на две основные группы. Первые относятся к предметам применения по действию в пространстве. Проще говоря, это меры, которые зависят от территориального масштаба и подобных факторов.
Итак, действие в территориальных масштабах имеют общефедеральные, межотраслевые, локальные и подобные акты. Все они регулируют отношения на конкретно указанном уровне и на определенной территории. Действие законов в пространственной форме напрямую зависит от органа, который издает предписания и акты.
Вторая группа сопряжена с кругом лиц, к которым они применимы. Это общеобязательные законы для всех и каждого, а также системы, созданные специально для конкретных субъектов права или групп лиц.
Каждый закон и акт имеет свое прямое назначение и создан специально для регулирования конкретной сферы человеческих отношений. В зависимости от этого фактора можно выделить такие нормы:
Оба типа применяются одновременно и неотрывно связаны между собой.
В зависимости от регулирования прав и обязанностей субъектов выделяют материальные и процессуальные инструменты такой системы. Первая группа норм – абсолютно статичная и конкретизированная. Ее цель заключается в закреплении обязанностей и прав, а также определение ответственности всех участников отношений, которые она регулирует. Фактически, она определяет административно-правой статус.
Процессуальные акты регламентируют не сами права и обязанности, но процедуры их охраны, реализации, порядок выполнения обязанностей и т.д. Это может быть порядок поступления на государственную службу и т.д.
Также стоит разделить все типы админправа в зависимости от метода воздействия. Это может быть обязывающий закон, который указывает юридическое предписание на действия в тех или иных условиях. К примеру, для определенной работы необходимо получить лицензию.
Второй вид – запрещающие акты. Тут все просто: запреты на совершение определенных действий. Также существуют дозволительные, рекомендательные и стимулирующие законодательные акты. Первые созданы для наделения органов и лиц определенными полномочиями. Вторые обеспечивают должное поведение посредством стимулирующих и поощряющих средств материального/морального воздействия. Рекомендательные нормы позволяют получить наиболее целесообразный и простой способ решения тех или иных споров.