Проверять исправно ли реле стартера имеет смысл, когда есть твёрдая уверенность в том, что сам прибор вполне рабочий. А она появляется после комплексной диагностики устройства или же когда поворот ключа зажигания сопровождается щелчком срабатывающего реле, а стартер при этом работать не начинает.
Если зарядка АКБ при помощи зарядного устройства, зачистка контактов и проверка электрической части авто не дали положительного эффекта, то надо проверять стартер.
Этапы проверки реле стартера ВАЗ 2109
Продиагностировав электрическую часть автомобиля, и удостоверившись, что все провода целые, а контакты еще не покрылись слоем окислов, которые препятствуют прохождению электрического тока, проверяем реле:
на его задней крышке есть контактные клеммы в виде двух медных болтов. Если их замкнуть, при подключенном АКБ и повернутом в замке зажигания ключе, и устройство начинает функционировать, значит неисправно втягивающее реле;
ещё один вариант проверки: демонтировать стартер и, положив его на ровную горизонтальную поверхность, подключить «минусовую» клемму аккумулятора на стартерный корпус, а «плюсовую» - на контактный вывод. Если при подключении клеммы отчётливо слышен резкий щелчок, то реле исправно;
подгоревшие контакты реле стартера ВАЗ 2109 https://azon.ua/vaz/2109/zapchasti-na-elektrooborudovanie-vaz-2109/startery-i-komplektuyushchie-vaz-2109/vtyagivayushchie-rele-startera-vaz-2109/ выдают себя увеличением времени срабатывания. Медленное, неохотное срабатывание механизма - нужна замена или необходимо, как минимум, почистить контакты;
внушительное количество втулок из пластика, которые деформируются при температурном воздействии, окисленные контакты, стёртые щётки коллекторной группы - всё это отрицательно влияет на работоспособность устройства. После запуска мотора стартер не прекращает крутить, слышно громкий жужжащий звук - однозначно повреждено реле.
Примечательно, что по своим конструктивным особенностям реле ВАЗ 2109 и реле стартеров других автомобилей отличаются незначительно. Разница в расположении контактных ножек, в способе крепления и в структуре магнитного сердечника.
Если Вы поняли в процессе диагностики, что проблема как раз во втягивающем реле, то целесообразно заменить его, купив новое. Ремонту данная запчасть практически не подлежит. При покупке непременно учитывайте, что оно должно быть полностью совместимо с Вашим стартером, так как только в таком случае возможна его беспроблемная исправная работа!